Каталог

Посвящение шкафу

 

Самый древний прототип шкафа — это колода, выдолбленная из ствола дерева. В нее складывали съестное, одежду, утварь. Потом люди научились делать грубо, сколоченные ящики — лари; когда ларь накрыли крышкой, появился сундук. Понадобились века, чтобы сундук обрел замок, чтобы его обили полосами железа, а с торцов приделали ручки. Он стал надежнее как хранилище имущества, добра, и его теперь легче было в случае надобности перенести или перевезти. На свадьбу приданое невесты прямо в сундуке отправляли в дом жениха, как в Италии, например.

Тут самое время напомнить, что вообще слово «мебель» происходит от латинского слова mobilis — «подвижный». Все, что передвигалось в домах: шкафы, кровати, стулья, столы — все это и было мебелью.

Сундук — самая важная мебель, хранилище добра, кровать и сиденье одновременно. Простой, удобный, универсальный, он был атрибутом благополучия. Поэтому мода на сундуки не проходила сотни лет. Сундук господствовал в доме и знатных, и бедных людей.

К XIV веку неуклюжий сундук в Италии преобразился в грациозное кассоне (cassone), напоминавшее скорее ладью с резными и расписными боками. Сундуки стали специальностью первоклассных ремесленников; их не гнушался расписывать Боттичелли, знаменитый итальянский живописец (1445—1510).

Но задолго до этого у сундука появился опасный конкурент — шкаф. Сначала обычный сундук поставили «на попа» и прикрыли сверху подобием двускатной крыши.

Преимущества шкафа очевидны: вещи в нем хранились не «навалом», а размещались по полкам. Один из уцелевших шкафов XIII века с двустворчатыми дверцами красуется ныне в Музее декоративного искусства в Париже. Он похож на сторожевую будку. Это дом в доме. С тех пор шкафы строили по законам архитектуры, наделяя колоннами, пилястрами, нишами и карнизами.

Сундук был также прародителем креденцы (сге-denza). В средние века это столик, за которым пробовали пищу перед тем, как подать к столу. Но позже креденца приобрела солидный цоколь, спереди опиралась на две ноги, а сзади — на сплошную стенку. В XVI веке креденцы строили уже в два этажа, разделяя их выдвижными ящиками. Креденца, как правило, украшала гостиную, но к XVIII веку ее поселяют в бельевые и гардеробные помещения (разумеется, в домах, где они были, то есть в домах с достатком). Во второй половине XIX века креденца снова вошла в моду: громоздкие резные креденцы в стиле нового Ренессанса опять появились в гостиных.

В близком родстве с креденцей был дрессуар (dressoir), известный со времен раннего средневековья. Это подобие буфета с этажеркой, на полках которой на виду размещалась дорогая посуда. Во Франции обладание дрессуаром строго регламентировалось королевским указом: дрессуар с двумя полками разрешалось иметь барону, с тремя — графу, с четырьмя — герцогу.

Когда Анна Болейн стала супругой английского короля Генриха VIII (XVI век), она получила в пода- рок необычайный дрессуар в двенадцать полок; потом говорили, что это судьба уготовила несчастной королеве ступени эшафота (она была казнена, ложно обвиненная своим царствующим супругом в измене).

Русским аналогом дрессуара можно считать поставец.

История серванта (от французского servante) начинается со второй половины XVIII века. Так тогда назывался низкий ящик с цилиндрическими ячейками. Потом сервант превратился в консольный столик с выдвижными ящиками. Мода на эту мебель держалась не более века. Ничего общего у нее с современными сервантами нет, ведь нынешние серванты — это большие «витринные» шкафы.

Точно известен год рождения секретера (от французского secretaire) — 1730. Тогда это был дамский изящный столик со шкафчиком для бумаг, закрывавшийся дверкой. Когда дверку откидывали, она превращалась в столешницу.

В Париже, в музее Ниссима де Камондо (известный богач и коллекционер М. де Камондо завещал свое собрание вместе с дворцом Парижу с условием, что будущий музей будет назван именем его сына Ниссима де Камондо, погибшего в воздушном бою в первую мировую войну. Музей существует с 1936 года), хранится секретер (бюро), который обошелся Людовику XV в миллион франков! Модный мебельщик того времени Эбен отдал ему несколько лет жизни и умер, не завершив работы. Заканчивал ее ученик и зять Эбена краснодеревщик Ризенер.

Это бюро украшено инкрустацией из многих экзотических пород дерева и снабжено хитроумной системой запоров, а также цилиндрической крышкой.

Покои богачей XVII века невозможно представить себе без кабинетов — изящных шкафов и шкафчиков с многочисленными ящиками для хранения бумаг, письменных принадлежностей и драгоценностей. Родина кабинетов — Италия, где их изготовили уже в XVI веке.

Переписка была стержнем отношений. Любовные и дружеские послания, родительские наставления, предостережения и поучения, поздравления и приглашения — все это доверялось бумаге и хранилось в ящиках кабинетов. Их украшали слоновой костью, черепаховыми пластинками, привозными породами дерева. В об- рок необычайный дрессуар в двенадцать полок; потом говорили, что это судьба уготовила несчастной королеве ступени эшафота (она была казнена, ложно обвиненная своим царствующим супругом в измене).

Русским аналогом дрессуара можно считать поставец.

История серванта (от французского servante) начинается со второй половины XVIII века. Так тогда назывался низкий ящик с цилиндрическими ячейками. Потом сервант превратился в консольный столик с выдвижными ящиками. Мода на эту мебель держалась не более века. Ничего общего у нее с современными сервантами нет, ведь нынешние серванты — это большие «витринные» шкафы.

Точно известен год рождения секретера (от французского secretaire) — 1730. Тогда это был дамский изящный столик со шкафчиком для бумаг, закрывавшийся дверкой. Когда дверку откидывали, она превращалась в столешницу.

В Париже, в музее Ниссима де Камондо (известный богач и коллекционер М. де Камондо завещал свое собрание вместе с дворцом Парижу с условием, что будущий музей будет назван именем его сына Ниссима де Камондо, погибшего в воздушном бою в первую мировую войну. Музей существует с 1936 года), хранится секретер (бюро), который обошелся Людовику XV в миллион франков! Модный мебельщик того времени Эбен отдал ему несколько лет жизни и умер, не завершив работы. Заканчивал ее ученик и зять Эбена краснодеревщик Ризенер.

Это бюро украшено инкрустацией из многих экзотических пород дерева и снабжено хитроумной системой запоров, а также цилиндрической крышкой.

Покои богачей XVII века невозможно представить себе без кабинетов — изящных шкафов и шкафчиков с многочисленными ящиками для хранения бумаг, письменных принадлежностей и драгоценностей. Родина кабинетов — Италия, где их изготовили уже в XVI веке.

Переписка была стержнем отношений. Любовные и дружеские послания, родительские наставления, предостережения и поучения, поздравления и приглашения — все это доверялось бумаге и хранилось в ящиках кабинетов. Их украшали слоновой костью, черепаховыми пластинками, привозными породами дерева. В об- тем, это было ювелирное изделие интерьера. В Италии научились делать миниатюрные кабинетцы величиною с ладонь. А французский кардинал Мазарини дарил оппозиционным вельможам кабинеты фламандской ра-боты, чтобы хоть на время усыпить их бдительность.

О первом «книжном» шкафе можно получить представление по древнеримскому могильному барельефу. Дверки его открыты, и на полках видны свитки папируса — свидетельство бюрократических (или интеллектуальных) занятий усопшего. Возможно, такой шкаф был мебелью римских присутствий.

В средние века книги были драгоценными произведениями из пергамента. Обычно их не доверяли шкафам, а прятали в сундуках за семью запорами. В шкафах держали лишь хозяйственные книги да семейные хроники, которые вел сам хозяин.

В монастырских библиотеках еще не было шкафов, и для надежности книги приковывали цепями к пюпитрам, за которыми их читали.

Когда книги стали печатными и более доступными, им нашли место в буфетах вместе с посудой. И только в первой половине XVIII века — с тех пор как в Англии научились делать шкафы со стеклянными дверцами — книжный шкаф снова начинает самостоятельное существование.

Гардеробы — английское изобретение середины XVIII века, хотя название происходит от французских слов garde — «хранить», robe — «одежда». Для гардеробов тогда же придумали распялки («плечики»). Наружное зеркало в платяной шкаф вставили не раньше середины XIX века.

А встроенные шкафы? Они пришли из Японии, где утварь и одежду хранят в нишах с полками. Так называемые японские шкафы с лаковой живописью делались на потребу европейцам, а на родине применения не находили.

Особое место в истории мебели принадлежит комоду. Он поселился в домах аристократов и богатых буржуа в начале XVIII века. По-французски commode значит «удобный». Предки комода — ренессансный итальянский шкаф с выдвижными ящиками кассетоне и все тот же сундук. Стиль рококо придал этому приземистому шкафчику волнистые контуры и причудливые украшения из бронзы. Самая громкая слава выпала на долю комодов, которые вышли из мастерских гениального мебельщика XVIII века Шарля Крессана. Его комоды называли танцующими — столько души и экспрессии вложил в них великий мастер.

Долгое время мебель сколачивали из досок. И только на рубеже эпохи Возрождения безвестному умельцу пришла в голову идея рамки, которая держала дощечку —филенку. Это позволило усовершенствовать мебель, упростить ее изготовление. Мебель стала и прочнее, и наряднее.

Известно имя и другого революционера мебельного ремесла. Это Георг Реннер из старого немецкого города мастеров Аугсбурга. Во второй половине XVI века он изобрел пилу, которой можно было срезать тонкие слои дерева (фанеру). Такой фанерой можно было оклеивать мебель. Вместо трудоемкой и очень дорогой инкрустации мебель теперь украшали мозаичными панно из тонкой фанеры. Фоном служил ясень, а узоры и картины делали из березы, липы, груши, яблони. Фанеру часто подкрашивали: буковую — в желтый цвет, грушу — под черное дерево.

Средневековая мебель была из дуба, пихты, груши, яблони. Но предпочтение отдавалось дубу. С XVI века лучшую мебель оклеивали эбеном.

С 1720-х годов начинается эпоха красного дерева — махагони (в России 1730-х годов оно было известно под названием «мегагень» или «магонское»), которое случайно, в качестве корабельного балласта, было заведено в Лондон с Ямайки. Сначала сколотили из него ящик для свечей, а с середины XVIII века английский виртуоз-мебельщик Чиппендейл ввел красное дерево во всеобщее употребление.

Другой мебельщик — Шарль Булль — был неподражаем в искусстве украшать мебель особым набором маркетри. Он склеивал две тонкие пластины, например из черепахи и меди, наносил узор, который потом вырезал лобзиком. Выпиленный медный узор он вставлял в черепаховый фон (или наоборот). Такая техника давала ювелирную точность при изготовлении инкрустации, мастер одновременно заготавливал сразу два элемента декора, зря не расходуя ценные материалы.

В XVII веке мебельные мастера размежевались. Те, кто делал резную мебель (стулья, кресла, диваны, табуреты и кровати), стали называться столярами. Шкафы, кабинеты, комоды и бюро, иначе — «корпусную» мебель, которую фанеровали черным деревом, мастерили эбенисты (чернодеревцы).

Упомянутый уже Булль фанеровал черным деревом, по которому располагал узоры, завитки и листья из меди, олова, серебра на фоне полированной черепаховой пластины. Крупные украшения его шкафов были из чеканной золоченой бронзы (двести лет спустя, когда спрос на бронзовые украшения мебели угрожающе возрос, ремесленники стали делать модный тогда мебельный декор — львов, орлов, козлиные копыта — из позолоченного папье-маше).

Мебель всегда была во власти художественных стилей и моды. Романская тяжеловесность сменилась готической вертикалью. Ренессанс принес формы, насыщенные пластикой. Барокко заявило о себе пышностью отделки и декора; рококо — это текучесть и прихотливость, волнистые контуры, изогнутые ножки (помните: «танцующие комоды»).

И как будто устав от причуд и витиеватостей прошедших стилей, мебельщики второй половины XVIII века обращаются к строгим и сдержанным классическим образцам античности.

Ампир начала XIX века утяжелил мебель, сделал ее претенциозной, а бюргерский бидермайер вернул к простоте и изяществу. Красное дерево забывается ради ореха, сатинового и розового дерева.

История современного шкафа-стенки началась в 1945 году. Поль Кадовис создал первую в мире стенку. Набором унифицированных элементов он сразу решил проблему гардероба, комода, буфета и даже бара в некоем синтетическом решении. Прожив лет сорок, эта стенка вновь тяготеет к традиционным формам корпусной мебели. половины XIX века.

Буровик К. А. Родословная вещей.— 2-е изд., перераб.— М.: Знание, 1991.— 232 с. ISBN 5-07-000693-2

Адміністрація салонів: (061)224-23-67

Сервісна служба, рекламаційний відділ: (061) 224-23-67

З питань роботи сайта пишіть: webmaster@arman-mebel.biz.ua