Каталог
Словарь: С
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Саморез: Шуруп с полукруглой или потайной головкой. Несколько первых витков резьбы остро заточены, что помогает шурупу врезаться в материал. Часто саморезами по ошибке называют шурупы евростандарта (с увеличенной глубиной резьбы и более острыми кромками).
Самшит европейский. Древесная порода. Его называют также, по стране происхождения, абиссинским, персидским, иранским или турецким самшитом. Древесина – бледного оранжево-желтого цвета, иногда с прямыми волокнами, но часто нерегулярными. Имеет очень компактную, очень тонкую и ровную текстуру. Плотность – 830-1140 кг/м3. Древесина очень плотная, твердая, долговечная, трудно обрабатывается. При окраске и полировании получает великолепную отделку. Из самшита вырезают художественные изделия, а также применяется как облицовочный материал для мозаики по дереву и при восстановлении и ремонте старой мебели.
Саутвест: самый распространенный стиль на юго-западе Соединенных Штатов. Он включает в себя стили Санта Фэ, Мексиканский и американских индейцев. Типичные признаки этого стиля тусклые земляные цвета, терракотовая керамика и тяжелая, грубая деревянная мебель.
Седловидное сиденье: деревянное сиденье, поднятое в центре и срезанное сзади и с боков, чтобы выглядеть как седло. Типичная особенность виндзорских стульев.
Сейф: прочный несгораемый металлический ящик (или шкаф) для хранения документов и материальных ценностей.
Секретер (фр. - sectretaire): большой кабинет из двух секций, популярный в XVIII веке. Нижняя секция имеет на фасаде откидную доску, создающую поверхность для письма и открывающую доступ к расположенным в глубине отделениям и ящикам. Верхняя секция обычно представляет собой книжный шкаф или застекленный кабинет. Особой разновидностью являются secretaire a abattant - популярный во Франции в конце XVIII века свободностоящий кабинет с верхним ящиком, откидной передней стенкой и ящиками или буфетным отделениями внизу.
Селла: древнеримский табурет.
Сервант (креденца, буфет): известное в различных формовариантах характерное изделие старонемецкого стиля XIX в.
Сервировочный столик: передвижной, иногда складной столик на колесиках.
Серпантинный: изогнутый силуэт в корпусной мебели. Волнистая или набухающая форма стенок характерна для комода, где вперед выступает средняя часть, а вогнутыми предстают боковые части. Изогнутые проножки, расположенные как крестообразные, также называются серпантинными.
Синтепон: материал, широко применяемый в легкой промышленности для создания максимального комфорта за счет достижения необходимых микроклиматических условий.
Синтетический шпон: однослойные материалы для облицовывания пластей и кромки, изготовленные путем пропитки полотен текстурных бумаг в установках непрерывного действия. При этом пропиточная смола (обычно карбамидная) полностью высушивается и полностью полимеризуется.
Синхронный механизм: механизм согласованно меняет положение спинки и сиденья, в зависимости от позы сидящего. Конструкция кресла с синхронным механизмом позволяет снять нагрузку с позвоночника, снизить давление на внутренние органы, ослабить статическое напряжение мышц. В одних моделях фиксируются все положения кресла, в других – лишь некоторые.
Скамья: деревянный сундук или сиденье на ножках, с высокой спинкой и открытыми подлокотиками. Известна с древних времен, вновь введена дизайнерами Движения искусств и ремесел в конце XIX века.
Скандинавский стиль: Существует множество стилей скандинавской мебели, однако, большинство из них простые, легкие, обычно лишенные украшений. Цвета светлые, пропорции приятные. Наиболее типично бледное дерево с крашеной отделкой. Скандинавский обычно хорошо смешивается с другими стилями.
Слепая дверь: дверь, сделанная из дерева или другого непрозрачного материала, скрывающая от взгляда содержимое шкафа.
Слоновая кость: долговечный материал из бивней слона кремового оттенка. Использовался для декоративной облицовки в мебели XVII века и в отдельных, роскошных образцах стиля ар деко.
Соединение на шипах: способ соединения деревянных элементов, при котором установленные под углом доски соединяются друг с другом посредством вырезанных шипов. Существуют прямое соединение и в форме ласточкиного хвоста, открытое соединение клиновидными шипами или соединение впотай.
Соединение в ус: соединение двух досок или реек под углом в 45° при изготовлении рам для картин или рамочно-филеночной вязки. Рейки для рам являются предметом торговли; из них изготавливаются также облицовочные рейки для филеночных рам.
Солиум (лат. Solium): каменное резное римское кресло со спинкой и подлокотниками - трон властителей или божеств в храме.
Сотовые каркасы: это полки, корзины и другие элементы из высококачественной конструкционной стали, покрытые экологические безопасным полимерным покрытием.
Софа (диван): предмет для сидения двух или более человек, менее официальный вариант канапе, всегда с мягким сиденьем. Бытовал с конца XVII века.
Софтформинг: вклеивание кромочного ламинирующего материала заподлицо с поверхностью ламинированного фасада. Форма фасада софт повторяет форму фасадов пост (скругленные края), однако торцевые кромки фасада ламинируются отдельно, поэтому возможно получение различных цветов фасада и кромки.
Спанбонд: в матрасах: гигроскопичное нетканное полотно, типа флизелина. Разделяет и механически изолирует слои наполнителя.
Сплачивание: изготовление сплошной деревянной поверхности из отдельных досок различными способами соединения по ширине, например, при настиле полов.
Спинка с лентами: Оформление спинки стула резьбой, изображающей ленты с бантами. Популярный мотив декора в середине XVIII века, типичный для стульев Чиппендейл.
Спиральный завиток: разновидность непрерывного ленточного орнамента в виде лент или полосок, скручивающихся в завитки. Берет начало в искусстве итальянского маньеризма, был очень популярен в конце XVI - начале XVII века, в том числе в мебели.
Средник спинки: плоская вертикальная планка в центре спинки стула. Обычно имеет фигурную форму; может быть цельной или ажурной, со сквозными отверстиями. Важная деталь для определения стиля и периодизации внутри стиля.
Старк, Филипп (р. 1949): французский дизайнер, один из самых высокооплачиваемых в мире, на данный момент. Его дизайн можно встретить в самых разнообразных вещах - стульях, телевизорах, лампах и даже в зубной щётке.
Стеллаж: устройство для хранения предметов и штучных материалов, состоящее из полок (настилов), укреплённых в несколько ярусов на стойках каркасов.
Стенка: все боковые стороны корпуса изделий мебели, включая наружные горизонтальные и вертикальные детали, расположенные в его середине. Соответственно стенки разделяются на боковые, горизонтальные и средние.
Стенка задняя: жесткий элемент конструкции корпусной мебели, устанавливаемый с задней стороны изделия в одной плоскости с задним поликом, укрепляемый с помощью шкантов и стяжек и воспринимающий все боковые нагрузки при эксплуатации. Иногда называется щитом жесткости.
Стеновая панель: как правило, тонкие листы ДСП, МДФ, имеющие декоративное покрытие.
Стилизация: 1) Намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения. Обычно предполагает свободное толкование содержания и стиля. 2) Обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приёмов.
Стиль: единство выразительных форм, наблюдаемых в некотором множестве произведений искусства на протяжении того или иного исторического периода.
Стойка для CD: современная мебель для зстетичного хранения й удобного пользования компакт-дисками.
Стол на козлах: Разновидность большого обеденного стола в котором доски, обычно дубовые, покоятся на одном, двух или более устоях из соединенных попарно ножек. Подобные столы были широко распространены с эпохи средневековья вплоть до XVII века.
Стол на пьедестале: круглый или квадратный стол, стоящий на одном центральном столбе или колонне, нередко с трехчастным основанием. Этот тип стола был популярен в Великобритании в XVIII веке.
Стол пемброк: небольшой стол, часто с изящно инкрустированной столешницей, снабженный двумя фризовыми ящиками, двумя опускными полами (досками), стоящий обычно на ножках с колесиками. Получил распространение в Великобритании с середины XVIII века.
Стол с ножками-воротцами: стол с откидными полами (досками) и выдвижными опорами для них. Впервые появился в конце XVI века. Соединенные между собой проножками, дополнительные опоры выдвигаются при понятии боковин.
Стол c убирающейся крышкой: стол, у которого столешница с одного края подвешивается на петлях к раме, что позволяет привести ее в вертикальное положение, поставив стол к стене.
Стол-барабан: письменный стол, использовавшийся в конце XVIII - начале XIX века. Имеет круглую, в форме барабана столешницу, покрытую кожей, опорой для которой служит центральная колонна на треножнике или цоколе-пьедестале.
Стол-бюро (фр. Bonheur-du-jour) относится к появившемуся в середине XVIII века небольшому изящному дамскому письменному столу с расположенными в глубине, за поверхностью для письма, ящиками и отделениями.
Стол-консоль: половина стола, большей частью под крупным настенным зеркалом в роскошном исполнении.
Стол-треножник: небольшой подсобный столик на пьедестале, опирающийся на три расходящиеся в стороны ножки. Популярный предмет обстановки в конце XVIII века.
Столешница: верхняя (основная) часть стола, рабочая поверхность. Столешницы характеризуются размером и формой, видом материала и его толщиной.
Столик-бабочка (англ. Вutterfly Table): английский складной столик 18 века.
Столярная мебель: мебель, элементы которой построены и оформлены по точной конструктивной системе. Конструкция подобной мебели имеет ясные очертания, без подражания архитектурным формам. примером мебели такого типа является рамочно-филеночная вязка.
Стопор: приспособление, которое крепится на верхний или нижний трек и тормозит дверь в момент подхода её к боковой стене.
Студио, Студия: если в общей квартире, для воспитания в домашних чувства коллективизма, нет перегородок и дверей, такая открытая неэгоистичная планировка называется студио или студия.
Стукко: искусственный мрамор, используемый в качестве отделочного материала.
Стулья английские, спинки: видоизмененные формы барокко, принявшие в XVIII в. формы скрипки или балясины, позднее сквозные. С наступлением классицизма спинки становятся прямолинейными, с решеткой или в форме щита.
Стул виндзорский: изготовленное в Англии в 1750 г. кресло из точеных прутьев. Красивая, простая рустикальная мебель для сидения, созданная по этому образцу, изготовляется в большом количестве и в настоящее время.
Стул для холла: простой стул с высокой спинкой, впервые появившийся в XVIII веке. В холлах и коридорах больших домов их ставили как вспомогательную мебель для посетителей.
Стул клисмос: стул с широкой изогнутой поперечной планкой и выгнутыми, как сабля, ножками, происходивший из Древней Греции и получивший второе рождение около 1800 года в классическом искусстве.
Стул со спинкой-лесенкой: деревенский стул со спинкой, образуемой горизонтальными перекладинами между стойками. Обычно имеет струганное сиденье, характерен для мебели общин шекеров в американских колониях.
Стул складной: складывающийся стул, обычно имеющий конструкцию типа ножниц.
Стык: в мебели - имеющиеся или намечающиеся зазоры в местах соединения плос-костей.
Стяжка: элемент соединительной фурнитуры, соединяющей и стягивающей между собой отдельные детали мебели. Бывают эксцентриковые, винтовые, уголковые и т. д. Используются только в дешёвой мебели и только фабриками, имеющими проблемы с качеством сверления.
Сундук: средневековое изделие мебели, выполненное из досок плотницким способом; первоначально с резным геометрическим орнаментом, позднее - вплоть до замены его шкафом - использовался во всех стилях, причем не только по своему прямому назначению, но и для сидения, как скамья.
Сундук на сундуке: предмет корпусной мебели, состоящий из двух закрытых секций, расположенных одна над другой, каждая с набором ящиков.
Сусальное золото: сусальное золото, или двойник, где лицевая сторона (сусало) из золота, оборотная — из серебра или меди. Его получают совместной проковкой пластинок двух металлов.