Каталог
Словарь: В
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Варгуэньо: испанский термин vargue?o относится к одному из самых популярных предметов испанской мебели в XVI-XVII веках - письменному столу-кабинету, стоящему на сундуке или подставке. Он обычно имеет откидную доску на фасаде и тщательно украшен тонко выполненной резьбой.
Валик: туго набитая подушка-колбаска.
Веджвуд: английский не покрытый глазурью фаянс, вторая половина XVIII в., названный именем J. Wedgewood-a. Барельефные дощечки с белыми рельефными фигурами из этого фаянса применялись в качестве вставок на мебели.
Венок: большей частью пластичный орнамент, прямолинейный или в форме круга, из растительных элементов, цветов, фруктов, иногда перехваченный лентами.
Веретено: деревянное приспособление для скручивания нити из пряжи. Использовалось в качестве вертикальных элементов стула или для бортиков-галерей на предметах закрытой корпусной мебели.
Vernis martin: техника лакирования мебели по китайскому образцу (золото по черному фону), доведенная до совершенства братьями мартен (работали в 1702- 1765 гг.)
Verre eglomise: французский термин, обозначающий технику декоративного стекла: на его обратную сторону накладывается слой золотистой или серебряной фольги, на котором затем вытравливается или вырезается рисунок. Техника применялась для декора мебели в XVIII веке.
Визави (фр. Vis-a-vis): французский диванчик, сконструированный так, что собеседники сидят лицом друг к другу.
Викторианский стиль: стиль назван в честь королевы Виктории (был популярен в период 1840-1900). Викторианскую мебель отличают тяжеловесность и причудливость. Декор массивный и замысловатый. Цвет дерева обычно темный. Вдумчивое смешивание Викторианских вещей с более современными может подчеркнуть красоту и тех и других.
Виндзорский стул: деревенский стул со спинкой из гнутого дерева и деревянным сиденьем, в которое вставлены ножки. Форма, получившая распространение в начале XVIII века в местности вокруг города Виндзор в Англии.
Витрувианский завиток: декоративный мотив, образованный серией волнообразных завитков. В резном, позолоченном или расписном вариантах использовался для оформления фризов. Восходит к классическим формам орнамента, широко применялся в классицизме конца XVIII - начала XIX века.
Вкладное сиденье: часть сиденья стула, изготавливаемая отдельно и затем вставляемая в его основную раму.
Внутренняя поверхность свода: внутренняя плоскость стены в выемке свода двери или окна.
Волюта (лат. voluta - скрученная): элемент классической архитектуры, напоминающий два свернутый рога оленя на капители ионической колонны. В мебели этот спиралевидный завиток использовался со времен Ренессанса, особенно часто дизайнерами классицизма.
Высокий комод: американский термин highboy обозначает конструкцию "сундук на сундуке" - форму, получившую распространение в северных штатах примерно с 1710 года. Часто такой комод делали в комплекте с низким предметом, lowboy - низким туалетным или письменным столом, который оформляли в том же стиле.
- Г -
Гадруны: ряд выпуклых или вогнутых овалов, используемых по краю поверхности для придания ей большей нарядности. Первоначально классический мотив, который стал популярен в XVIII веке, применялся для низких и высоких сундуков, стульев и столов.
Галерея (бортик): небольшая металлическая или деревянная загородка по краю подноса, стола или кабинета, которая часто применялась в середине XVIII в. и позже.
Гамак: подвесное полотнище для сидения-лежания.
Гардероб: большой шкаф для одежды; также помещение для хранения одежды.
Гарнитур: полный комплект предметов (мебели, инструментов, утвари, белья и пр.) одинакового образца или служащих одной цели.
Геометрическая резьба: примитивное украшение поверхности. Геометрический рисунок клинообразными линиями вырезается в дереве. В прекрасном исполнении встречается на сундуках раннего средневековья; применяется и в наше время для украшения крестьянской мебели.
Геридон: французский темин gueridon относится к столику или небольшой декоративной подставке, покоящиеся на ножке-колонне, как правило, с искусной резьбой и разного рода украшениями. Геридоны вошли в обиход в XVII веке.
Герма: короткая, сужающаяся книзу четырехугольная колонна, завершающаяся бюстом. Начиная с ренессанса, особенно же - в стиле барокко, часто употреблявшийся элемент украшения шкафов.
Gesso: композиция из гипса (парижская штукатурка) и клея, иногда с добавлением масла льняного семени. Путем наложения этого состава на деревянную основу создавался тщательно вырезанный и позолоченный декор, характерный для мебели XVII-XVIII веков.
Гильош: декоративный мотив, представляющий собой непрерывную ленту из прядей, скрученных или наложенных одна на другую. Впервые появился в классической архитектуре, стал популярным в XVIII веке у дизайнеров классицизма
Гирлянда: классический декоративный мотив - в виде непрерывной ленты из прядей (листьев, цветов, фруктов, колосьев), скрученных или наложенных одна на другую, волнообразное украшение. В мебели часто использовался для инкрустации, которой украшался фриз стола или в качестве резного оформления фартука. Широко использовался в мебели классицизма.
Глобал: характерный элемент для множества стилей включающих влияние иностранных и экзотических мест. Что-то равнозначное Экзотическому или Этническому стилям, часто это элементы из Африки, Полинезии, Индии и Азии. Стили Глобал часто включают искусство первобытных племен и ритуальные предметы, шкуры животных, декоративную черепицу, металл ручной обработки, растительные материалы такие как рафия, водоросли, водяной гиацинт и бамбук. Влияние северной Африки, Тибета и Турции выигрывает в популярности.
Гнутье (древесины): гнутье цельной или ламинированной древесины посредством кипячения или пропаривания в металлических формах. После сушки древесина принимает изогнутую форму. Это основа техники Михаэля Тонета при производстве гнутой мебели. Благодаря гнутью древесины экономно расходуется материал, продукция добротна. В том случае, если древесина вырезается по s-образному шаблону, количество отходов очень велико, кроме того, древесина полученной таким образом мебельной ножки имеет прямые волокна, поэтому ножка может легко расколоться. ножка, изготовленная гнутьем, требует меньше древесины; волокна принимают направление, заданное гнутьем.
Гобелен: декоративные ткани высокой художественной ценности, вырабатываемые ручным способом: тканые картины, драпировки и т. д. Название происходит от фамилии семьи парижских красильщиков gobelin, которые прославили королевскую мануфактуру.
Горка: аналог витрины (для дорогой посуды, коллекций).
Готика (итал. Gotico): стиль сер. XII - нач. XVI вв., преимущественно культового религиозного направления. Подчеркнутая вертикальность, стрельчатые арки, химеры и крестоцветы. В мебели - сильное влияние архитектуры готических соборов.
Готическая скамья: скамья с переметом, доска спинки откидывается таким образом, чтобы дать возможность сидеть с обеих сторон; ставилась главным образом перед камином.
Гранатовый узор: узор на тяжелых шелковых и бархатных плательных и обивочных тканях, созданный по восточным образцам в xv веке в италии; позднее получил распространение во всей европе
Гребешок: английский термин scalloped относится к волнистому краю или бортику, напоминающему раковину устрицы; относится к формам фестонов.
Гребни: параллельные выпуклые профили, идущие сверху донизу по колонне, промежутки между каннелюрами. Использовались для отделки ножек столов и стульев с конца XVIII века.
Греческий вкус: французский термин go?t grec употребляется для описания вновь пробудившегося интереса к Древней Греции и Риму, результатом которого стал стиль классицизм конца XVIII - начала XIX века.
Гротеск: орнамент, включающий в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, архитектурные детали и пр.). Получил распространение в античном искусстве и со времен ренессанса повторялся во всех стилях. Часто применялся в вертикальных панелях
Грунтовки: материалы, образующие нижние слои лакокрасочных покрытий. Основное назначение - создание надёжного сцепления верхних слоёв покрытия с лакокрасочной поверхностью.
Грэнж (англ. greinge - амбар): подчёркнутая естественность и рукотворность пространства, в котором акцентируется фактура (качество, степень обработки) и текстура материалов. Необработанные кирпичные стены, кованый или гнутый металл, домотканное полотно и т.п.